«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский
Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
Чтобы лучше понять, что такое дислексия, предлагаю Вашему вниманию подборку видео по данной теме.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Основные критерии оценки навыка чтения и требования, предъявляемые к чтению учащихся в каждом классе, содержатся в программе обучения в начальных классах, согласно которой учитель определяет соответствие индивидуальных показателей чтения ребёнка нормативным требованиям.
В процессе своего формирования чтение проходит ряд этапов, которые связаны с доступным на каждом этапе способом чтения. Способ чтения - важнейший показатель сформированности навыка чтения. Т.Г. Егоров выделил четыре последовательные ступени формирования навыка чтения:
Некоторые специалисты выделяют предуктивные и непродуктивные способы чтения. К непродуктивным они относят: побуквенное и отрывистое слоговое чтение, а к продуктивным - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами.
В соответствии с программными требованиями к концу первого класса дети должны овладеть плавным слоговым чтением, к концу второго - синтетическим чтением с переходом на послоговое прочтение трудных слов, а в третьем и четвертом классах - беглым синтетическим чтением целыми словами и группами слов.
Скорость чтения определяется по количеству прочитанных ребёнком слов за одну минуту. Программа содержит ориентировочные показатели скорости чтения: первый класс - 25-30 слов/мин; второй класс - 30-40 слов/мин (конец первого полугодия), 40-50 слов/мин (конец второго полугодия); третий класс - 50-60 слов/мин (конец первого полугодия), 65-75 слов/мин (конец второго полугодия); четвертый класс - 70-80 слов/мин (конец первого полугодия), 85-95 слов/мин (конец второго полугодия).
Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают внимание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чтения. Это приводит к тому, что у детей автоматизируется неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и учащиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников.
Проблемы при формировании навыка чтения
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Коррекционная работа
1. Не рассматривать школьные трудности ребенка как трагедию, не отчаиваться и не показывать своего огорчения. Принять и любить ребенка таким, какой он есть.
2. Занятия чтением должны вызывать у младшего школьника положительные эмоции.
3. При выборе книг опираться на желания ребенка и начинать самостоятельное чтение книг с большими рисунками.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихотворения и т. д.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять другие интересы ребенка.
6. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
7. Домашнее чтение не должно утомлять детей, притуплять интереса к чтению, поэтому необходимо делать перерывы. Нельзя перегружать ребенка тем, что у него не получается.
8. После чтения важно завоевать доверие ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему собственные мысли о прочитанном.
9. Поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. В случае неудачи обязательно подбадривать. Любой успех, даже самое маленькое достижение, всегда отмечать.
10. Надо приучать ребенка любить книгу.
Заставляя ребенка читать, и, тем более, наказывая его чтением, родители формируют негативное отношение к чтению вообще. Попробуйте заинтересовать ребёнка, используя различные игры.
Если Ваш ребенок не любит читать, то попробуйте его заинтересовать. Предложите ему посмотреть диафильм. Поверьте, ребёнку будет очень интересно!!! Читайте с ним по-очереди: сначала пусть Ваш ребёнок читает те слайды, где мало текста.
На этом сайте Вы найдете богатейшую коллекцию диафильмов.
Прочитайте с ребенком 3D книгу, которую можно перелистывать и крутить в разные стороны.
Комментариев нет :
Отправить комментарий