Дислексия

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д.Дидро
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский
      Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
    Чтобы лучше понять, что  такое дислексия, предлагаю Вашему вниманию подборку видео по данной теме.





     В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2)   слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3)   слияние нескольких слогов в слово;
4)   интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.
     

Критерии оценки навыка чтения

  Основные критерии оценки навыка чтения и требования, предъявляемые к чтению учащихся в каждом классе, содержатся в программе обучения в начальных классах, согласно которой учитель определяет соответствие индивидуальных показателей чтения ребёнка нормативным требованиям.
   В процессе своего формирования чтение проходит ряд этапов, которые связаны с доступным на каждом этапе способом чтения. Способ чтения - важнейший показатель сформированности навыка чтения. Т.Г. Егоров выделил четыре последовательные ступени формирования навыка чтения: 
  1. овладение звуко-буквенным обозначением;
  2. слогоаналитическая ступень;
  3. становление целостных приемов чтения;
  4. синтетическое чтение.
  Некоторые специалисты выделяют предуктивные и непродуктивные способы чтения. К непродуктивным они относят: побуквенное и отрывистое слоговое чтение, а к продуктивным - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами.
    В соответствии с программными требованиями к концу первого класса дети должны овладеть плавным слоговым чтением, к концу второго - синтетическим чтением с переходом на послоговое прочтение трудных слов, а в третьем и четвертом классах - беглым синтетическим чтением целыми словами и группами слов. 
     Скорость чтения определяется по количеству прочитанных ребёнком слов за одну минуту. Программа содержит ориентировочные показатели скорости чтения: первый класс - 25-30 слов/мин;  второй класс - 30-40 слов/мин (конец первого полугодия), 40-50 слов/мин (конец второго полугодия); третий класс - 50-60 слов/мин (конец первого полугодия), 65-75 слов/мин (конец второго полугодия); четвертый класс - 70-80 слов/мин (конец первого полугодия), 85-95 слов/мин (конец второго полугодия).
   Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают внимание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чтения. Это приводит к тому, что у детей автоматизируется неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и учащиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. 

Проблемы при формировании навыка чтения

         Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
       В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
     В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Коррекционная работа

Памятка родителям

1. Не рассматривать школьные трудности ребенка как трагедию, не отчаиваться и не показы­вать своего огорчения. Принять и любить ребенка таким, какой он есть.
2. Занятия чтением должны вызывать у младшего школьника положительные эмоции.
3. При выборе книг опираться на желания ребенка и начинать самостоятельное чтение книг с большими рисунками.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихотворения и т. д.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять другие интересы ребенка.
6.  Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они при­выкают читать громко, выразительно, четко.
7.  Домашнее чтение не должно утомлять детей, притуплять интереса к чтению, поэтому необ­ходимо делать перерывы. Нельзя перегружать ребенка тем, что у него не получается.
8.  После чтения важно завоевать доверие ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впе­чатлениями, ни в коем случае не навязывать ему собственные мысли о прочитанном.
9. Поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напря­жения и вины за неудачи. В случае неудачи обязательно подбадривать. Любой успех, даже самое маленькое достижение, всегда отмечать.
10. Надо приучать ребенка любить книгу.
      В наше время сложно найти ребёнка, который любил бы читать книги, но, с другой стороны, умение быстро, осознанно читать является главной составляющей для успешного обучения.
      Заставляя ребенка читать, и, тем более, наказывая его чтением, родители формируют негативное отношение к чтению вообще. Попробуйте заинтересовать ребёнка, используя различные игры.
   
    Если Ваш ребенок не любит читать, то попробуйте его заинтересовать. Предложите ему посмотреть диафильм. Поверьте, ребёнку будет очень интересно!!! Читайте с ним по-очереди: сначала пусть Ваш ребёнок читает те слайды, где мало текста.
       На этом сайте Вы найдете богатейшую коллекцию диафильмов.
     Прочитайте  с ребенком 3D книгу, которую можно перелистывать и крутить в разные стороны.

Полезные интернет-ресурсы

Желаю успехов!

Комментариев нет :

Отправить комментарий